Подобный воздушный корабль может передвигаться не только по воде, но и по суше. Он даже способен преодолевать небольшие препятствия и минные поля. Разработки в данном направлении велись во многих странах, но Советский Союз был безусловным лидером. Глядя на тонную громадину корабля, способного скользить над водой со скоростью 60 узлов, чувствуешь гордость за страну, которая была способна создавать подобные технические шедевры. Их планируют заменить новыми десантными кораблями различных типов, которые еще необходимо создать.
Их технические характеристики пока неизвестны.
В последние годы большую заинтересованность кораблями на воздушной подушке демонстрирует Китай. Несколько десятилетий тому назад многие эксперты, связанные с военно-морской тематикой, полагали, что в тактике боевых действий на море грядет революция, связанная с использованием кораблей и катеров на воздушной подушке.
Подобные суда обладали большой эксплуатационной гибкостью и могли быть привлечены к выполнению множества функций. Более всего такой воздушный корабль подходил для выполнения десантных операций. Заинтересовал корабль на воздушной подушке и советских адмиралов. Американцы начали серьезно заниматься разработкой СВП после начала войны во Вьетнаме, корабль на воздушной подушке оказался идеальным средством для действия в дельте Меконга.
На Западе строились сравнительно небольшие корабли подобного класса скорее, катера , их основной задачей являлось действие в прибрежной зоне или высадка десанта с больших кораблей. В СССР к этому вопросу подошли несколько иначе.
И это был точно не катер. Судно обеспечивало переброску не только десантников, но и тяжелой боевой техники: воздушный корабль мог доставить два танка Т на расстояние в морских миль.
Этот воздушный корабль стал самым большим в мире, обогнав ближайшего конкурента почти в два раза.
Главнокомандующий советским ВМФ адмирал Горшков и министр обороны Устинов считались горячими поклонниками СВП, как и вообще судов, созданных на основе динамических принципов поддержания экранопланы, СВП, корабли на подводных крыльях. Этот воздушный корабль должен был принимать на борт три танка , иметь более высокую скорость и усиленное артиллерийское вооружение.
Их строительство планировали начать сразу на трех заводах: в Ленинграде, Феодосии и Хабаровском. Однако как увязать такие заявления с отказом российского флота от этих кораблей — непонятно. Он может преодолеть миль со скоростью легкового автомобиля. Для уменьшения веса и защиты от коррозии корпус судна выполнен из алюминиево-магниевых сплавов, наиболее важные и уязвимые детали и агрегаты защищены алюминиевой броней.
Основа корпуса корабля — это, по сути, понтон, что обеспечивает судну устойчивость и непотопляемость. Внутренние помещения корабля оборудованы звукоизолирующие покрытия, которые ослабляют вибрацию корпуса. Также жилые помещения оборудованы системами кондиционирования, отопления и вентиляции.
Надстройка, находящаяся на понтоне, разделена на три отсека продольными перегородками. В среднем отсеке расположены места для бронетехники, он оборудован аппарелями и дорожками для танков.
В боковых отсеках корабля находится силовая установка, жилые помещения и системы обеспечения. Для поддержания воздушной подушки корабль имеет гибкое ограждение, которое состоит из двух ярусов.
Разработка начата в г. Главные конструкторы проекта Озимов Л.
Головной КВП пр. Конструкция серийных кораблей проекта отличается доработками.
Корабль на воздушной подушке проекта "Зубр" является самым большим кораблем на воздушной подушке в мире. По состоянию на г. Обсуждается возобновление серийного производства КВП проекта. Корпус корабля выполнен цельносварным из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет собой понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека.
В средней части размещен отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от оружия массового поражения.
Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью клиренс.
Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа. Тягово-маршевая установка М включает в себя три газотурбинных двигателя ДП71 МТ мощностью по л.
Проект "Зубр" - базовый вариант десантного КВП. Головной корабль проекта имел некоторые отличия от серийных кораблей по конструкции и оборудованию.